Кем ощущается жестокий звон гонга сопротивления фатальности?
Лавкрафта "Другие боги". Резко изменилось отношение к автору в лучшую сторону - до этого представление о нем ограничивалось "Некрономиконом" и фанатеющими пафосными пионерами-готами.
Несмотря на обилие речевых ошибок и временами занудный язык - мифотворчество на высоте. Странно, что его официально не относят к "корневым" фэнтези авторам. Ставлю на одну виртуальную полку с Гессе и Грином.
---------------------------------------------------------
Как же сильно в начале XX века Запад стремился в другие миры! Интересно, виной тому потрясения первой мировой и волны революций, или ощущения потери уютного патриархального бытия всей планеты? И, что любопытно - тогда ведь писали в первую очередь историю другой Вселенной/Страны/Города, создавали на страницах свой карманный план. А сейчас внешне вроде бы и продолжая традицию пишут в первую очередь о героях/злодеях. О Личностях. По сути используются все классические жанры литературы от дешевого детектива до многотомного романа, но на красивом сказочном фоне. Быть может, человечество привыкло к своей новой жизни и не жаждет бегства столь сильно, как прежде?
Или просто получило другие демиургические возможности?
Несмотря на обилие речевых ошибок и временами занудный язык - мифотворчество на высоте. Странно, что его официально не относят к "корневым" фэнтези авторам. Ставлю на одну виртуальную полку с Гессе и Грином.
---------------------------------------------------------
Как же сильно в начале XX века Запад стремился в другие миры! Интересно, виной тому потрясения первой мировой и волны революций, или ощущения потери уютного патриархального бытия всей планеты? И, что любопытно - тогда ведь писали в первую очередь историю другой Вселенной/Страны/Города, создавали на страницах свой карманный план. А сейчас внешне вроде бы и продолжая традицию пишут в первую очередь о героях/злодеях. О Личностях. По сути используются все классические жанры литературы от дешевого детектива до многотомного романа, но на красивом сказочном фоне. Быть может, человечество привыкло к своей новой жизни и не жаждет бегства столь сильно, как прежде?
Или просто получило другие демиургические возможности?
А потом действительно привыкли, освоились на новом месте. А вечно выдумывать новые миры, кардинально отличающиеся от всего, что уже было, нельзя ИМХО.
Поэтому на сцену пришли Личности - мир людей многолик в отличие от мира миров. А главное, в нем можно фантазировать не боясь быть не понятым.
СОВСЕМ другое существо создать слишком сложно. с СОВСЕМ другоим миром - как-то попроще))
ИМХО.
А другой мир - фантазия. Есть, конечно, люди, которые прочитав того же Толкиена, приходят от его мира в неописуемый восторг и начинают этот мир материализовывать своими силами.
Но в основном, как мне кажется, человек прочитав нечто фантастическое, просто получит удовольствие от прочитанного и отложит книжку на дальнюю полку своего сознания, чтобы возвращаться к ней разве что для развлечения.
Хотя, от человека зависит, конечно. Мне, например, реальная жизнь интереснее вымышленной, хотя это не значит, что я ими пренебрегаю.
ЗЫ. Прошу прощения за анонимку - опера глюкнула :)
(извини, я приняла тебя за другого человека... однако мою позицию это не меняет
А почему именно с Гессе и Грином (кстати, какого именно ты имеешь в виду)? По-моему, общего мало, да и уровни совершенно различные.
Лафкрафт - просто хороший автор мистических рассказов (и всего одного романа, написанного в соавторстве), большинство из которых, правда, вполне однотипны, сделаны по одной и той же схеме. Создатель настроения, ну плюс еще собственную мифологию придумал (всякие "Некрономиконы", Йог-Согготы и т.д.).
Сознательное мифо- и миро-творчество - это, в общем-то, основа фэнтэзи.
Таких творцов тогда было немало, взять хотя бы друга Лавкрафта Роберта Говарда, автора рассказов о Конане, который выдумал целую Хайборийскую эру и посвятил ей отдельное псевдонаучное произведение. Или Толкиен, сотворивший свой мир чуть позже.
Но и до них немало было авторов, выдумывавших собственные миры и отправлявших туда своих героев (Джонатан Свифт, Рабле и другие). Так что европейские умы эту возможность литературы хорошо себе представляли.
А Грин тоже создал свой мир с мифологией и историей? Не знал. Мало знаком с его творчеством.
А вот Гессе как миро- мифотворца никогда не воспринимал. По-моему, он как раз о Личностях и писал: о пути, о предназначении, о судьбе, о выборе, о жизни... Конечно, действие "Игры в бисер" (вот, пожалуй, и всё) происходит в полностью выдуманном мире, но разве тот мир - это главное, ради чего стоит читать эту книгу?
Грин жжОт с большой буквы)
Говард, насколько я помню, только первую (или первые три?) книги о конане написал, остальной фанфики...
А авторя эпохи просвящения писали все-таки еще басни, фантастический фон использовался для того, что бы не опускатся до банального пасквиля)
Про Гессе - с тем, что он заставляет задуматься, никто и не спорит. Мы же тут вроде про миротворчество говорили.
Не знаю, насколько потрясают его идеи в нашем возрасте, но впервые прочитанный мной в этом году его роман "Нарцисс и Гольдмунд" (остальное-то давно уже знакомо) оказался чуть ли не лучшим из прочитанного мной в этом году. Очень сильное впечатление произвел, знаешь ли!
Говард написал около 20 рассказов о Конане и то самое псевдоисторическое исследование "Хайборийская эра". Создатель этого мира, его мифологии и истории - Говард.
То, что было написано о Конане потом другими авторами (за некоторыми исключениями типа Спрэг де Кампа и Роберта Джордана) - дерьмо редкостное даже для любителей фэнтэзи и приключенческой литературы. Это, по-моему, наши же российские аффтары клепают по одной крайне убогой схеме.
Про авторов эпохи просвещения согласен, но с другой стороны - любой выдуманный мир отчасти отражает реальность или же отношение к ней автора.
Если честно, я бы никогда не поставил Лавкрафта на одну полку с Гессе или Грином ни по какому признаку - для меня это совершенно разные авторы.
Ну да это мои проблемы, впрочем. Хотя даже и не проблемы, в общем-то.
Честно говоря, несколько книг о Конане был моим вторым опытом чтения фэнтези-литературы после ВК (лет в 14-15), и он надолго СИЛЬНО уронил в моих глазах престиж этого типа литературы. Скучно и шаблонно, даже тогда показалось. Может быть, дело в том, что я все-таки девочка, и истории про мускулистых брутальных героев меня в принципе5 вставить не могут? Не знаю, хоть и классика, а до сих пор не люблю его.
Думаю, любое произведение, стой оно хоть на трижды реальной почве будет отражать свой собственный, внутренний мир автора)
Что до вопроса "полок" - сколько людей, столько и классификаций) Если не считать официальной научной номенклатуры.
Гессе я вообще никуда не отношу, как и других авторов, чье творчество ценю. Да он, как и многие другие, совершенно в различных жанрах писал.
Хех, что до Конана, а у меня в том же возрасте истории о его приключениях были первыми из фэнтези! И было круто! Может, потому, что я всегда любил приключенческий жанр, а тут - еще и с мистикой, да с выдуманным миром и альтернативной историей!
(У Говарда, кстати, с Лавкрафтом много общего на самом деле, и его чисто мистические рассказы (не о Конане) от лавкрафтовских практически не отличаются)
А вообще - дело вкуса, конечно, что еще сказать!
Причем берет он не красивым языком или замысловатым сюжетом, а потрясающей атмосферой своих произведений. Я перечитал практически всего Лавкрафта, меня больше всего впечатлили "Тень из бездны времен", "Хребты безумия", "Зов Ктулху" и еще многие произведения (все перечислять не буду). К тому же для меня Лавкрафт - это единственный автор ужасов, при чтении которого становится действительно страшно, особенно если читать под соответсвующую музыку (какой-нибудь dark ambient).
зы К тому же, насколько мне помнится, он автор четырех романов, а не одного.
Каких четырех романов?
Для романов мелковаты по объему. Скорее повести.
Полновесный роман - "Таящийся у порога", но там лафкравтовского - процентов 10, остальное всё Огюст Дерлетт писал. Но мне в школьном возрасте очень понравилось.