понедельник, 12 ноября 2007
Сказка о Грисхильдур Великодушной(Sagan af Gríshildi góðu)
Жил когда-то на свете король, и не было у него ни жены, ни детей. Его приближенные были очень обеспокоены, боялись, что у короля не будет наследников. Они часто напоминали об этом королю, да только его это нисколько не заботило.
И вот однажды в погожий день король приказал оседлать двадцать лошадей — десять для мужчин и десять для женщин. Одно женское седло было все золоченое. Стали королевские девы-воительницы думать да гадать, кому из них выпадет честь ехать в золоченом седле. Каждой хотелось стать королевской избранницей, и каждая считала себя самой достойной. Да только все вышло по-иному. Король никому не позволил сесть на лошадь с золоченым седлом. Он приказал девяти девам и девяти воинам сопровождать его, а лошадь под золоченым седлом вели пустую в поводу. Никто не знал, куда собрался король, но спросить его не осмеливались. Король направился к лесу, всадники — за ним. Долго-долго ехали они по лесу, и наконец король остановился перед убогим домишком. Он постучал в дверь, и из дома вышла девушка невиданной красоты.
читать дальше— Как тебя зовут и кто твои родители? — спросил у нее король.
Девушка ответила, что зовут ее Грисхильдур и что она дочь здешнего хозяина, отец болен и не встает с постели, а мать здорова. Король сказал, что у него есть дело к ее родителям, и девушка пригласила его в дом. Король поздоровался с хозяевами, а потом объявил, что приехал свататься к их дочери. Сперва родители девушки наотрез отказали королю. Особенно противился отец.
— Король, верно, потешается над бедными людьми, — сказал старик. — Он может найти жену себе под стать, а наша дочь ему не пара. От такого брака добра не жди. Очень скоро король разлюбит ее и с позором прогонит обратно к родителям.
Король обиделся на такие слова и пригрозил, что увезет девушку силой, если отец не уважит его просьбу. Мать, как могла, старалась загладить строптивость мужа. Она попросила короля не обижаться на человека, изнуренного старостью и недугом, он, мол, и сам не ведает, что болтает.
— Для нас большая честь, если король женится на нашей дочери, — сказала она мужу, — пусть даже потом он и отошлет ее обратно.
И мало-помалу она уговорила мужа отдать дочь в жены королю.
Грисхильдур при этом разговоре не присутствовала. Вот король выходит из дома и просит ее сесть на лошадь с золоченым седлом.
Удивилась Грисхильдур и спрашивает:
— Что это значит?
И король рассказал ей о своем сватовстве.
Грисхильдур сочла решение родителей опрометчивым, но король сказал, что, если она не поедет добром, он увезет ее силой. Тогда она вернулась в дом, со слезами простилась с родителями и уехала вместе с королем и его свитой.
Сыграл король свадьбу, и стали они с новой королевой жить-поживать. Приближенным короля не понравилось, что он взял жену из низкого сословия, и они изо всех сил старались поссорить короля с королевой. Но оговорить Грисхильдур было трудно, потому что она со всеми была добра и приветлива.
Подошел срок, и королева родила дочку, красотой девочка удалась в мать. Король распорядился, чтобы на радость Грисхильдур ребенок остался при ней, однако вскоре изменил свое решение и велел одному из приближенных забрать у королевы дочь. Не хотелось приближенному исполнять такое поручение, да делать нечего. Зарыдала королева, когда у нее отняли дочь, но приближенный сказал, что таков приказ, и отнес девочку королю, а тот отдал ее на воспитание своему родственнику. Ни слова не сказала Грисхильдур королю и больше уже никогда не спрашивала о дочери.
Прошел год, и королева родила сына. Король и на этот раз пообещал, что ребенок останется при матери. Но не успела королева оправиться от родов, как король послал приближенного отобрать у нее мальчика. Сильно убивалась королева, потеряв дочь, но еще пуще убивалась она по сыну. Королю, разумеется, обо всем доложили, но он не сжалился над Грисхильдур, а вскоре он призвал ее к себе и велел, чтобы она показала ему детей. Всколыхнулось тут материнское горе, зарыдала Грисхильдур и сказала, что детей у нее отобрали по его повелению и ему должно быть лучше известно, где они и что с ними сталось. Король разгневался и приказал Грисхильдур убираться прочь и больше никогда не показываться ему на глаза.
Вот как случилось, что безутешная Грисхильдур покинула королевский дворец и вернулась к родителям. Отец плохо принял ее и без конца корил, говоря, что она сама виновата, коли допустила, что ее с позором выгнали из дворца. А мать, напротив, жалела Грисхильдур и, как могла, утешала ее.
Почти шестнадцать лет прожила Грисхильдур у отца с матерью и преданно за ними ухаживала. А когда этот срок миновал, король объявил приближенным, что намерен жениться во второй раз и уже нашел себе в жены красивую девушку. Послал он своих людей в лес, где жила Грисхильдур, и передали они ей королевскую волю: пусть явится во дворец и приготовит свадебный пир. Долго не соглашались Грисхильдур и ее родители, но в конце концов им пришлось уступить. На свадьбе Грисхильдур прислуживала за столом, и все сочли, что она держится достойно и великодушно, она же старалась лишь прилежно исполнять свои обязанности. Ночью гости разошлись. Стали собираться в свою опочивальню и король с новой королевой. Он приказал Грисхильдур взять свечу и проводить их. Грисхильдур повиновалась и светила им, пока они укладывались. Молодая королева легла быстро, а король все медлил. Свеча в руке у Грисхильдур догорела, и пламя коснулось ее пальцев. Король спросил, не обожглась ли она.
— От этого ожога болят только пальцы, обожженное сердце болит куда сильней, — ответила Грисхильдур и горько заплакала.
Не выдержал тут король и говорит:
— Достаточно я уже испытывал твое терпение и доброту. Я прикажу, чтобы отныне тебя звали Грисхильдур Великодушная, потому что ты заслуживаешь это имя. Но прежде ты должна узнать: девушка, с которой я сегодня для виду сыграл свадьбу, — наша с тобой дочь. Она во всем походит на тебя. Наш сын тоже здесь, это благородный юноша и храбрый воин. И если твое желание не расходится с моим и ты сможешь простить меня, мы с тобой теперь всегда будем вместе.
С того дня Грисхильдур правила вместе с королем и не разлучалась с ним до самой его смерти. Когда же он скончался, страной стал править их сын, а сестру свою он выдал замуж за соседнего короля.
На этом кончается сказка о Грисхильдур Великодушной.
Перевод Л. Горлиной.
см. всякие вкусности на norse.ulver.com/"Мы же современные, цивилизованные люди!" восклицают пары остающиеся друзьями, расходясь как любовники. Все те, кто предпочитают фрилав традиционному браку и те, кто сквозь пальцы смотрят на "проделки" своей половины.
Но есть ли нынче хоть одна женщина, способная на преданность и сердечную щедрость немытой-нечесанной, едящей жирное мясо руками и удящей рыбу у ледяных озер; тысячелетие, как мертвой, Грисхильдур?
Это ведь наверное все из подсознания.
Просто очищенный небывало развитый для нашей серости архетип.
Цивилизованные. {долго и матерно меланхолично ругается}.
нет, ине кажется, в данном случае - это просто несколько утрированное представление о женской порядочности тех времен))
а насчет цивилизованности - поддерживаю *уходит долго и эмоционально материться*
Акир@ хмм, сочинялась она, по всей видимости до крещения скандинавии (она поздее прочьих поддалась влиянию РКЦ), тут не о христианских добродетелях речь, отнюдь...
но, потом что-то перещелкнуло и я осознала, в чем фишка... так бывает,ога
Я не могу понять этого вопроса. Точнее второй его части.
Если вспоминать Скандинавию, то для них очень многое значили женщины в определенный период развития религии.
У меня несколько мыслей по поводу этой сказки. Скорее всего король в данный момент - сама жизнь или м.б. (раз указано было на Скандинавию) Бог Один, который проверяет женщину. Он дает ей трудности и наблюдает как она из них выходит. Видимо благодаря ее терпению, доброте (она не озлобилась на всех за свой несчастный жребий), а так же умению "не сломаться", остаться собой же после испытаний и дается награда.
И испытание это дается в определенном русле - очень важное для женщины - даже самое важное, я бы сказала- семья, муж.
Но тут явно рослеживается мотив "покорения". Скорее всего это намек на то, что король - некая сила, которой человек, в данный момент противиться не может. (девушка). очень похоже на понимание Судьбы.
Есть книжка Анисимов "компьютерная лингвистика" или что-то такое. Там параграф, где сказки разбираются по алгоритмам и доказывается определенная система мышления народа в период времени. Где раскрывается подсмысл повествования.
А нынешние, так сказать, "бояны" там не рассматриваются?
Или: 9 - шаманское число, 9 миров Иггдрасиля. 9 ступеней Восхождения, а десятое - подлинное осознание Мира, выход за его ограниченные пределы, полное прозрение. Без малого 16 лет - это четвертый тригон транзитного Юпитера к натальному (первый - после полного оборота), период, в который человек формирует свое религиозное, духовное мирровоззрение, срок когда сталкиваешся с вопросами смысла жизни и сущности бытия; хороший период лля инициаций.
Или: "замусоленное" временем воспоминание о матриархальной семье, вернее о болезненном переходе от матр. к патр., когда внешнее равенство еще сохраняется - женщина сама решает за кого идти замуж, девы - полноправные воины, но жена уже обязанна идти жить на территории рода мужа. А принадлежность к ж. и м. роду детей - спорный вопрос. Сказка пропагандирует победившее
добропатриархат.Но: сказка - не комп. программа, она - от живого духа, от сердца нации, из глубин подсознания. Стоит ли с таким усердием ее разбирать на кусочки мозаики
тысячелетие, как мертвой, Грисхильдур? это? это к вопросу о тысечелетие, как вымершей женской преданности)))
Есть ведь не только страсть, дружба и уважение, есть еще самоутверждение, а если оно страдает (часто из-за окружающего общества), то и возможы такие вот "проверочки" на вшивость.
а сказка аморальная. среди людей нет бога. (возможно нет и не среди людей) и никому не дано право проверять другого.
но читать интересно
Проверять нельзя, но ведь, в конечном счете так или иначе мы все этим занимаемся...
dzyan пустое. простите, но это бессмыслица
Mary-Jane Smith а чем тогда, по Вашему занимаются филологи, дизайнеры и режиссеры? В искусстве есть законы, и их множество. И так же, как с юриспруденцией незнание их не освобождает от ответственности. Просто, можно на них выходить по наитию (изобретать велосипед?), а можно знать, и в пределах этого знания создавать шедевры. Просто за банальным пониманием структуры, композиции произведения всегда должно оставаться что-то большее... то, что называют душой, нэ?
Об этом есть большая статья. не буду засорять коммент-пространство: длинная.
или вы имеете в виду некую так называемую энергетику слова. ничем не подтвоержденную, кстати.
А насчет бога - это черт знает что)
вот люди замуровались под землей и ждут конца света. и ведь уверены в том, что это божественная воля. чем остальные-то лучше? (возможно тут уж я загнула, но надеюсь, мысль ясна)
ну вот, опять 25)) в стиле, в форме - ремесло, и оно должно быть на высоте. Если уж занимаешся делом профессионально - изволь знать его основные приемы и законы.
Но ремесло длится, до тех пор, пока человек пишет от себя - стихи ли, картины ль. ИСКУССТВО появляется там, где ЧЕРЕЗ человека проходят образы и мысли. Когда не творнец ДЕЛАЕТ, но сквозь его руки, глаза и слова ДЕЕТСЯ. Но и тогда хорошая ремесленная навычность, на уровне врожденной грамотности, на уровне бессознательно-грамотного построения перспективы или чистого рифмования необходима. Иначе произведение, как самая чистая вода, пройдя сквозь болото рукожопия само станет дурнопахнущим и невкусным((
Но ремесло длится, до тех пор, пока человек пишет от себя - стихи ли, картины ль. - от себя разве не есть через себя? или вы про так называемую "отсебятину" как малограмотность?
мне кажется, [возможно, из-за меня))] мы несколько топчемся на месте. как вы считаете